Илья Севастьянов: «Это социализация с нормальным отношением к не такому, как ты, — без страха и агрессии»
- Вкладка 1
Если сравнивать Омск с другими сибирскими городами, можно вспомнить то советское наследие города-сада, которое досталось нам. В Омске все-таки довольно много зеленых пространств — больше, чем в других городах. Много парков, много скверов. Сейчас они неухоженные, неприбранные, замусоренные, заросшие, со старой инфраструктурой, и если в них появляются современные объекты — какой-нибудь скейт-парк или что-то еще, — то они совсем не вписываются в общий облик. Как будто заплатку пришили, а вокруг — разруха и не пройти. Как будто не существует комплексного подхода к развитию. Администрация видит эти пространства очень узко — каждому парку стремится наклеить какой-то ярлык, закрепить за ним одну функцию — спортивную, мемориальную, какую-то еще.
Кажется, для того, чтобы такое место приносило людям радость, чтобы там развивался бизнес и чтобы сама эта территория приносила какие-то деньги в бюджет города, горожане должны приходить туда с разными целями и находить там то, что им нужно. Вы спрашиваете меня про «третье место». Что это такое? Это место между домом и работой, где люди могут комфортно собраться и заняться чем-то им интересным. Часто «третьи места» ассоциируются с каким-нибудь хипсто-местечком, в котором собираются в основном молодые, ну, или немолодые, но модные люди. В Омске такие места тоже есть, они концентрируются в основном в центре, потому что там красиво и удобно. Но в городе живет огромное количество других людей, тоже горожан, тоже граждан, и хорошо бы делать классно не только для молодых и модных. Вообще говоря, лучше всего делать не для, а вместе. Чтобы люди участвовали в создании места, где они проводят свое время.
В прошлом году в Петербурге оказался на фестивале Довлатова, и это суперфестиваль про досуговую жизнь времени Довлатова. Он проходит во дворах. Больше всего мне понравилось то, что там были очень разные люди – и пожилые, и «пиджаки», и панки, и дети, и студенты. Абсолютно разные люди в одном месте. Или, скажем, парки и скверы в Нью-Йорке — большие, маленькие, неважно какие — все они многофункциональны и буквально набиты разновозрастными и разностатусными людьми. А это важно, например, для детей, которые в парке увидят, чем занимаются сверстники, подростки, студенты, взрослые, семьи, увидят разные виды жизни и кучу жизненных моделей. Это социализация с нормальным отношением к не такому, как ты, — без страха и агрессии. Такие места, где есть все и всем комфортно друг с другом, – это ведь про коммуникацию. И про гражданское общество, в котором человек сознает себя как некоего актора совместной жизни. Чтобы жить друг с другом, нужно научиться понимать друг друга и то, как можно жить вместе на одной территории и развивать ее.
В проекте «Город решает», где наша задача была вовлечь горожан в проектирование концепции благоустройства ключевых общественных пространств в Омске, мы пытались выстроить эту коммуникацию. Концепцию лучше проектировать с участием разных заинтересованных сторон. Нужно договариваться, какой будет территория, что там люди хотят делать. Были выбраны потенциально конфликтные территории, и мы организовали все так, что на каждом этапе подключались разные люди – предприниматели, работники муниципальных, культурных учреждений, КТОСов, просто жители, активисты. Люди из разных группировок интересов не всегда могут взаимодействовать друг с другом без конфликта. Поэтому мы разделили их на группы: отдельно — чиновники и предприниматели, но и тогда чиновники сразу обособили себя в президиуме; отдельно — жители, активисты и все остальные, не обремененные большим статусом или должностью. По результатам этих встреч и на их основе архитекторы уже делали свою работу.
Так же мы решили разработать и дизайн-код для Омска. Дизайн-код — это архитектурно-художественная концепция облика улица. Если чуть проще – регламент размещения рекламы и знаково-информационной системы на улицах. Еще проще — правила, по которым нужно вешать вывески, благоустраивать среду, оформлять фасады, входы в здания и т.д. Мы предложили вариант разработки дизайн-кода, который был бы принят большим количеством людей, заинтересованных в том, как выглядит город. Предпринимателям важно повесить вывеску, чтобы их заметили. Жителям важно легко ориентироваться в городе, видеть его, а не рекламу на фасадах. А дизайнеры вынуждены делать так, как скажет заказчик, даже если это баннер во все здание. Задача нашей команды — организовать процесс разработки так, чтобы все эти люди смогли договориться, выработать общие правила и жить по ним.
Мы выбрали четыре пилотных участка, разных по архитектурным стилям. В каждом нужно исследовать существующие проблемы. Сначала понять, что и как предприниматели завешивают, нарушая чувство прекрасного дизайнеров. Потом – пойти к этим предпринимателям и узнать почему, какие задачи они ставят, сколько это стоит, какие процедуры согласования они проходят в администрации. На третьем этапе, исходя из собранных данных, – проектировать правила для каждого участка и обсуждать их. Причем обсуждать не то, какого размера будет вывеска или где она будет располагаться, потому что это профессиональная работа дизайнера, а способ внедрения правил. Уже есть хороший пример такого соучастия в Ижевске. Их опытом мы вдохновились и его хотим применить в Омске. Есть и другой пример – Саратов, где дизайн-код разрабатывало КБ «Стрелка», и они все сделали хорошо и быстро, но не договорились с предпринимателями и столкнулись с большой проблемой. Мы опираемся, как минимум, на эти два опыта.
Омск — тихий город и событий тут происходит не так уж много. Я понимаю, когда молодые люди уезжают. В другом месте интереснее и в плане досуга, и в плане комфорта, и — самое главное — в плане работы. Здесь очень мало задач, которыми было бы интересно заниматься молодым людям. Есть стандартные вакансии, которые никак не развивает твои мозги. Мы себе интересные задачи придумываем сами – они про развитие города. И в какой-то момент я стал понимать, что чем больше я работаю над ними, тем больше люблю этот город.
Илья Севастьянов — руководитель проектной группы Public Speech.